26 Августа 2014

Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги началось в Подмосковье 26 августа

Торжественная церемония закладки памятной капсулы, знаменующей начало строительства Центральной кольцевой автомобильной дороги А-113, состоялась 26 августа 2014 года на пересечении федеральной автомобильной магистрали М-4 «Дон» и дороги «А-107» «Московское малое кольцо», на месте строительства одной из развязок Первого пускового комплекса ЦКАД.

В церемонии приняли участие Министр транспорта России Максим Соколов, Мэр Москвы Сергей Собянин, Губернатор Московской области Андрей Воробьев, Министр РФ Михаил Абызов, Председатель правления Государственной компании «Автодор» Сергей Кельбах, Председатель Совета директоров ООО «Стройгазконсалтинг» Руслан Байсаров.

Таким образом, был дан старт строительству Центральной кольцевой автомобильной дороги, которая ляжет в основу опорной сети скоростных дорог Российской Федерации, станет частью международных транспортных коридоров и в корне изменит транспортные потоки Московского региона и европейской части России.

Проект строительства «Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области А-113» состоит из пяти пусковых комплексов, которые будут реализованы по принципу государственно-частного партнерства.

Общая протяженность ЦКАД составит 529,9 км.

Программой деятельности Государственной компании «Автодор» на 2010 – 2020 гг. предусмотрено строительство трех пусковых комплексов (первый участок ПК №1, ПК №3, ПК №4) и реконструкция так называемого Звенигородского хода Малого московского кольца (ЦКАД ПК №5). Таким образом, к 2018 году на территории Московской области и большой Москвы появится скоростная кольцевая автодорога протяженностью 339 км.

При подготовке проекта было задействовано более 100 специализированных проектных институтов и организаций. Генеральной проектной организацией стало ОАО «Институт по проектированию и  изысканиям автомобильных дорог «Союздорпроект».

Автомобильная дорога будет оснащена современной автоматической системой управления дорожным движением, станциями метеорологического наблюдения, вертолетными площадками, средствами экстренной связи, стоянками для отдыха водителей и зонами дорожного сервиса.

Финансирование строительства осуществляется за счет субсидий федерального бюджета, средств Фонда национального благосостояния РФ и внебюджетных источников финансирования. Каждый пусковой комплекс будет построен в рамках отдельного ГЧП-проекта (контракта жизненного цикла или концессионного соглашения).

            Три из четырех пусковых комплексов ЦКАДа, введенных в эксплуатацию в 2018 году (ПК №1, ПК №3, ПК №4), будут эксплуатироваться на платной основе.

Выбор оператора, оказывающего услуги по взиманию платы за проезд, будет осуществляться на основании отдельного конкурсного отбора путем заключения самостоятельного соглашения. Это обусловлено целесообразностью выбора единого оператора для всех пусковых комплексов ЦКАД.

ЦКАД позволит разгрузить радиальные выходы из Москвы и уличную сеть города от движения большегрузного и транзитного транспорта, рационализировать структуру грузораспределения, «перехватить» на дальних подъездах к Москве большегрузные транспортные средства, с последующей их отправкой в регионы назначения.

Строительство ЦКАД обеспечит формирование на территории Московской области хордовых автодорог по направлениям Международных транспортных коридоров (МТК):  №2 (Лондон - Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород), №9 (Хельсинки - Санкт- Петербург - Москва - Киев - Юго-восточная Европа), МТК «Север-Юг» и МТК «Хельсинки – Москва - Нижний Новгород».

 Новая дорога снизит себестоимость перевозок и уровень транспортных издержек для грузоотправителей, минимизирует уровень негативного воздействия на окружающую среду за счет разгрузки радиальных дорог и населенных пунктов, через которые эти дороги проходят, от транзитного трафика. Реализация проекта ЦКАД повысит безопасность дорожного движения и уровень комфорта в пути.

 

ХРОНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

2008 – 2011 гг. Разработка проектной документации;

2009 г. Включение проекта в Программу деятельности Государственной компании «Автодор» на долгосрочный период (2010-2020 гг.), утвержденную Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2009 г. № 2146-р (в редакции от 24.04.2013 г. N 672-р);

 

2010 г. На строительство ПК № 3 ЦКАД (первая очередь строительства) разработана проектно-сметная документация, по которой получены положительные заключения ФАУ Главгосэкспертиза России» (№ 1075-10/ГГЭ-6683/04 от 08.11.2010г., № 1078-10/ГГЭ-6683/10 от 08.11.2010 г.).

 

2012 г. Поручение Президента Российской Федерации от 12.04.2012 г. № Пр-930 о начале строительства проекта ЦКАД

 

2013 г. Поручение Президента Российской Федерации от 05.07.2013 г. № Пр-1474 о софинансировании проекта строительства ЦКАД МО  с привлечением средств Фонда национального благосостояния

 

2014 г. Распоряжения Правительства Российской Федерации от 22.05.2014 №874-р и №875-р о заключении концессионных соглашений в отношении ЦКАД ПК № 3 и ЦКАД ПК № 4

 

2014 г. Подведение итогов открытого одноэтапного конкурса на заключение долгосрочного инвестиционного соглашения на строительство, содержание, ремонт и капитальный ремонт ЦКАД МО, Пусковой комплекс № 1, первый строительный участок (23.05.2014). Победителем стало ООО  «Стройгазконсалтинг», предложившее следующие условия реализации проекта:

Стоимость строительства: 48 883 433 948,04 рублей 04 копейки с учетом НДС.

Сумма базовых ежегодных эксплуатационных платежей на стадии эксплуатации: 5 838 518 740 рублей без учета НДС.

Базовая премия к инфляции: 1,5%.

 

2014 г. Объявление открытых конкурсов на право заключить концессионные соглашения на строительство, содержание, ремонт и капитальный ремонт Пусковых комплексов №3 и №4.

 

2014 г. Объявление открытого одноэтапного конкурса на заключение долгосрочного инвестиционного соглашения относительно Пускового комплекса №5. Подведение итогов конкурса.

 2018 г. Завершение строительства Пусковых комплексов №1, №3, №4, №5.

 

Первый  строительный участок первого этапа ЦКАД представляет собой юго-западную и южную части ЦКАД и проходит по урбанизированным территориям городского округа Домодедово, Подольского муниципального района, Троицкого административного округа г. Москвы и Наро-Фоминского муниципального района Московской области.

Согласно проектной документации начало первого участка первого пускового комплекса  ЦКАД соответствует км 96, конец участка - км 146, в том числе по участкам:

км 96 - км 103 проходит по территории муниципального городского

округа Домодедово Московской области (6,9 км)

км 103 - км 123 проходит по территории Подольского района

Московской области (19,2 км)

км 123 – км 145 проходит по территории Троицкого административного

округа г. Москвы (22,8 км)

км 145 - км 146 проходит по территории Наро-Фоминского района

Московской области (0,59 км)

Категория автомобильной дороги IA. Протяженность 49,5 км. Расчетная скорость движения 150 км/ч. Количество полос 4. Ширина проезжей части 2 х 7,5 м. Ширина разделительной полосы - 6 м. Ширина обочин 3,75 м. Вид покрытия асфальтобетон.

Прогнозная средняя интенсивность движения на 2030 г. 44,4 тыс. авт/сут. Сроки строительства 2014-2018 гг.

Трасса пересекает часть крупной Подольской агломерации. Особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения трасса не затрагивает.

«Автодор» уделяет особое внимание сохранению исторической памяти, поэтому при строительстве  ЦКАД, как и при реализации других проектов, на территории будущей трассы будут проведены раскопки для возможного обнаружения объектов  археологического наследия и проводить археологические наблюдения при строительстве автодороги.

Проектом строительства предусмотрены мероприятия, снижающие последствия негативного воздействия от автомобильной дороги на окружающую среду, в том числе:

устройство шумозащитных экранов и шумозащитного остекления в местах с повышенным уровнем шумового воздействия устройство локальных очистных сооружений, предназначенных для очистки 100 % ливневых стоков.

 

В ходе подготовки строительной компании предстоит переустроить 206 инженерных коммуникаций (канализация, газопроводы, высоковольтные линии электропередач и пр.).

На объекте предусмотрено строительство 41-го мостового сооружения: 14 мостов, 24 путепровода, три эстакады.

На 49-километровом участке будет построено 4 транспортных развязки:

1.                  на км 96-ом км ЦКАД - пересечение с автомагистралью  М-4 «Дон»

Развязка имеет семь съездов для движения с направления ЦКАД-запад в направлении Москвы, для осуществления левого поворота со стороны области в сторону ЦКАД-восток,

для правого поворота с направления А-107 ММК-запад в сторону Москвы, для левого поворота со стороны области в сторону ЦКАД-восток,для правого поворота со стороны Москвы в сторону ЦКАД-запад, для поворота со стороны ЦКАД-запад в направлении

области, а также для съезда с автодороги А-107 в направлении ЦКАД-запад.

2.                  на км 113-ом км ЦКАД - пересечение с автодорогой  М-2 «Крым»

Развязка имеет четыре съезда и обеспечивает связь ММК (от М-2 «Крым») на ЦКАД в сторону М-4 «Дон»,  связь ЦКАД (от М-4 «Дон») на ММК в сторону  М-2 «Крым», связь ММК (от М-4 «Дон») на ЦКАД (к Калужскому шоссе), а также связь ЦКАД (от Калужского ш.) на ММК в сторону М-2 «Крым»

3.                  на км 136-ом км ЦКАД - пересечение с автодорогой  А-101 Калужское шоссе

развязка № 32 имеет 10 съездов, которое обеспечивают  связь ЦКАД (от  М-2 «Крым») на Калужское ш. в область, связь Калужского ш. (из области) на ЦКАД в сторону  М-3 «Украина», связь Калужского ш. (из Москвы) на ЦКАД в сторону  М-3 «Украина»,  связь ЦКАД (от  М-2 «Крым») на Калужское ш. в Москву, связь ЦКАД (от М-3 «Украина») на Калужское ш. в область, связь Калужского ш. (из Москвы) на ЦКАД в сторону М-2 «Крым», связь ЦКАД (от М-3 «Украина») на Калужское ш. в область и связь  Калужского ш. (из Москвы) на ЦКАД в сторону   М-2 «Крым»,  связь ЦКАД (от М-3 «Украина») на Калужское ш. в Москву и связь Калужского ш. (из области) на ЦКАД в сторону М-2 «Крым», связь ЦКАД (от М-3 «Украина») на Калужское ш. в Москву, а также связь Калужского ш. (из области) на ЦКАД в сторону М-2 «Крым».

4.                  на км 146-ом км ЦКАД - пересечение автодорогой А-107 ММК (начало обхода г. Наро-Фоминск)

развязка имеет 4 съезда и обеспечивает связь А-107 ММК (от А-101 Калужское шоссе) на ЦКАД в сторону М-3 «Украина», связь А-107 ММК (от г. Звенигород) на ЦКАД в сторону А-101 “Калужское шоссе”,  связь ЦКАД (от М-3 ”Украина”) на А-107 ММК в сторону А-101 “Калужское шоссе”, связь ЦКАД (от А-101 “Калужское шоссе”) на А-107 ММК в сторону г. Звенигород.

 

 

 

Пусковой комплекс №3 пройдет на северо-востоке Московской области, от пересечения со строящейся скоростной автомобильной дорогой М-11 «Москва – Санкт-Петербург»  до пересечения с автомобильной дорогой М-7 «Волга».

 

Месторасположение:

Солнечногорский, Дмитровский, Пушкинский, Щелковский и Ногинский районы, а также

территория городского округа Черноголовка. Протяжённость всего участка 105,3 км. Прогнозируемая интенсивность на 2030 г. 43,5 тыс. авт./сут. Категория дороги 1А.  Расчётная скорость движения 150 км/ч. Число полос движения 4 (1-я очередь строительства). Ширина проезжей части* 2 х 7,5 м. Ширина разделительной полосы 6 м. Ширина обочин 3,75 м. Тип дорожной одежды капитальный. Вид покрытия щебеночно-мастичный асфальтобетон.

 Мостовые сооружения, 55 шт., в том числе:

– мосты, шт. 20

 – путепроводы, шт. 35

Транспортные развязки в разных уровнях 4 шт.

 

* На перспективное развитие проектом в рамках 2-й очереди строительства предусматривается доведение количества основных полос движения до 6-ти с шириной проезжей части 2х11,25 м.

 

Общая стоимость строительства в рамках соглашения, 64,1 млрд. руб. (с учетом НДС) в ценах соответствующих лет. Стоимость может быть снижена по результатам конкурса.  Из них государственное финансирование - 49% , частное финансирование  - 51%. Тип контракта - концессионное соглашение. Срок действия соглашения 30 лет. Сроки проведения конкурса 2014 – 2015 гг. Сроки строительства 2016-2018 гг.

 

Схема реализации Проекта предполагает использование концессии с платой концедента, при которой сбор платы с пользователей автомобильной дороги осуществляется в пользу концедента (Государственной компании), а концессионер на стадии эксплуатации  автомобильной дороги получает ежегодные платежи от концедента, покрывающие расходы на эксплуатацию автомобильной дороги, а также затраты концессионера на возврат привлеченного собственного и заемного финансирования с учетом доходности на инвестированные средства.

 

Маршрут прохождения трассы

Начало на 305-ом км трассы А-113 «ЦКАД», конец участка на  410-ом км новой трассы.

ЦКАД на участке пускового комплекса № 3 проходит по территории 6 муниципальных образований Московской области:

Солнечногорский муниципальный район 5,82 км

Дмитровский муниципальный район 30,41 км

Пушкинский муниципальный район 31,68 км

Щелковский муниципальный район 11,42 км

Городской округ Черноголовка ось ЦКАД не пересекает границы городского округа

Ногинский муниципальный район 26 км

 

Четвертый пусковой комплекс протяженностью 96,5 км будет построен за три года (2016 – 2018) и станет частью строящейся новой автомагистрали А-113 ЦКАД. Общая стоимость строительства ПК 4 составляет 63,6 млрд. руб. (с учетом НДС) в ценах соответствующих лет. Финансирование строительства будет осуществляться концедентом и концессионером в следующей пропорции: 55% и 45%.

ЦКАД ПК 4 пройдет по юго-востоку Московской области, от пересечения с автомобильной дорогой М-7 «Волга» (нулевой километр автодороги А-113 ЦКАД) до пересечения с автомагистралью М-4 «Дон». Данный отрезок ЦКАД будет проходить через Ногинский, Павлово-Посадский, Воскресенский и Раменский районы, г.о. Электросталь и Домодедово.

Прогнозируемая интенсивность движения на 2030 г. составляет 40, 3 тысяч автомобилей в сутки. Данный участок будет соответствовать категории IA, что означает автомагистраль с расчетной скоростью движения 150 км/ч. Первая очередь строительства предполагает обустройство четырех полос для движения (по две в каждом направлении).

При строительстве участка будет возведено 17 мостов и экодуков, 40 путепроводов и 9 эстакад. Проектом предусматривается устройство шести транспортных развязок в разных уровнях на пересечении с автодорогами М-7 «Волга», ММК, Егорьевским шоссе, с дорогой «ММК – Чечевилово – МБК», трассой М-5 «Урал», «Востряково – Образцово» (подъезд к аэропорту «Домодедово», трассой М-4 «Дон».

 

Пятый пусковой комплекс пройдет по территории Наро-Фоминского, Одинцовского, Истринского, Солнечногорского  районов и городского округа Звенигорода Московской области,  станет частью строящейся Центральной кольцевой автомобильной дороги А-113 (ЦКАД).

После строительства и реконструкции 76-ти километровый участок станет четырехполосной автодорогой и будет соответствовать II технической категории вне населенных пунктов и  магистральной улице общегородского значения регулируемого движения в населенных пунктах.

Проектом предусматривается строительство и реконструкция 26 мостовых сооружений (восемь мостов, 12 путепроводов и шесть эстакад). На участке будет обустроены развязки на пересечении с автодорогами М-1 «Беларусь», обходами г. Звенигород, Волоколамским шоссе, Пятницким шоссе и трассой М-10 «Россия». Прогнозная интенсивность движения на данном участке составит 26 600 автомобилей в сутки.

Сроки строительства пятого пускового комплекса ЦКАД – 2015 – 2018 гг

Эксплуатация данного участка будет осуществиться на бесплатной основе.