12 Октября 2017

«Автодор» подвел промежуточные итоги года экологии

12 октября Государственная компания «Автодор» провела круглый стол «Зеленое строительство автомобильных дорог» в рамках Международной специализированной выставки-форума «ДОРОГАЭКСПО». 

Открывая работу круглого стола, руководитель рабочей группы по экологии Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации, председатель правления Национального центра зеленого строительства Рашид Исмаилов обозначил повестку мероприятия – год экологи и проблематика в дорожной отрасли, связанная с экологией. «У Государственной компании «Автодор» существует экологическая политика, которую «Автодор» реализует по сравнению с другими компаниями не формально, а реальной работой: готовится большое количество стандартов и мероприятий, внедряются решения и технологии», – обозначил он в своем вступительном слове. Также Рашид Исмаилов выделил существующую в настоящее время проблематику – это администрирование, нормативные документы и отсутствие четких мер стимулирования экологических мероприятий. 

Заместитель директора Департамента проектирования технической политики и инновационных технологий Государственной компании «Автодор» Сергей Ильин в свою рассказал о наборе инициатив, реализуемых в рамках Экологической политики Государственной компании до 2030 года. Прежде всего это – создание экодуков, развитие инфраструктуры для зарядки электромобилей, мониторинг экологического воздействия, энергоэффективности, внедрение диагностики композитных ограждений. 

Главный специалист отдела технической политики и инновационных технологий Государственной компании «Автодор» Сергей Карев рассказал о результатах мониторинга эффективности первого в России экодука: «13 сентября 2016 года на автомобильной дороге М-3 «Украина» был открыт экодук – переход для диких животных. Использование животными экодука началось через месяц после ввода в эксплуатацию. Зимой использовался мелкими животными – лисами, зайцами. С весны экодуком стали пользоваться более крупные животные – кабаны, косули. Это связано с более длительным периодом адаптации. В сентябре были обнаружены следы лосей». 

Государственная компания «Автодор» планирует строительство подобных сооружений различных типов на дороге М-11 «Москва-Санкт-Петербург» и ЦКАД. 

«В Федеральном законе «О животном мире» содержатся требования по сохранению путей миграции диких животных. Нормативной документацией в качестве сооружений для их сохранения предусматривается устройство скотопрогонов. Габариты этих сооружений затрудняют их использование дикими животными. Нормативная документация не содержит требований по устройству экодуков, приспособленных именно для диких животных. Это обусловило необходимость разработки документов, восполняющих данный пробел», – рассказал Сергей Карев.  

На основе опыта строительства первого экодука на дороге М- 3 «Украина» разработан стандарт организации – СТО АВТОДОР 7.4-2016 «Требования к экодукам на автомобильных дорогах Государственной компании «Автодор». Это – первый документ подобного рода в России. На основе выполненного в течение года мониторинга эффективности разработан проект  СТО АВТОДОР «Требования к системе мониторинга эффективности экодуков на автомобильных дорогах Государственной компании «Автодор». 

В соответствии с приказом Минтранса России «Об утверждении перспективной программы стандартизации в области дорожного хозяйства» Государственная компания разрабатывает проект ГОСТ Р «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению и обустройству экодуков». 

В 2017 году «Автодор» совместно с компанией TION запустил пилотный проект по мониторингу загрязнения атмосферного воздуха на автомобильной дороге М-4 «Дон». Целью проекта является исследование уровня загрязнений атмосферного воздуха на наиболее загруженных участках автомобильной дороги М-4 «Дон».  

«Мы установили две станции мониторинга – на пункте взимания платы на 71-ом км и на 68-ом км М-4 «Дон». С июня 2017 года они работают и дают множество данных для анализа и дальнейшей работы» – сообщил директор по развитию АО «Тион Умный Микроклимат» Игорь Золотухин. Он также озвучил первые результаты мониторинга: «Наблюдения показали, что уровень вредных веществ на пункте взимания платы на 30-50%  выше по сравнению с перегоном на 68-ом км. Это связано с количеством транспортных средств, находящихся одновременно в сечении автомобильной дороги. За время наблюдения зафиксировано лишь однократное превышение вредных веществ, которое было вызвано неблагоприятными для рассеивания метеорологическими условиями. Кратковременные превышения связаны с проездом транспортных средств низкого экологического класса (Евро-0 и Евро-2). В среднем же содержание вредных веществ вписывается в нормативы». 

Вице-президент Дорожной Федерации Европейского союза поделился новыми подходами Европейского союза к дорожной деятельности в целях сокращения выбросов парниковых газов, энерго- и ресурсосбережения. 

Помимо этого, в ходе круглого стола присутствующие эксперты обсудили концепцию размещения зарядных станций для электромобилей, применение вторичных ресурсов в дорожном строительстве,  архитектурно-ландшафтное проектирование зеленых дорог, регламентирование и мониторинг загрязнений, связанных с эксплуатацией дорожно-автомобильного комплекса, а также вопрос обеспечения доступности автомобильных дорог для малобильных групп населения.