ПОЛИТИКА
в области противодействия коррупции в Государственной компании  «Российские автомобильные дороги» и обществах,
входящих в Группу компаний «Автодор»


ОГЛАВЛЕНИЕ


1. Общие положения

2. Термины, определения и сокращения

3. Нормативные ссылки

4. Цели и задачи системы противодействия коррупции

5. Коррупционные действия

6. Основные меры и направления работ по профилактике и противодействию коррупции

6.1. Организация Горячей линии в Государственной компании и дочерних обществах

6.2. Антикоррупционные меры при взаимодействии с контрагентами

6.3. Сообщения о трудоустройстве бывших государственных и муниципальных служащих

6.4. Конфликт интересов

6.4.1. Совместная работа родственников

6.4.2. Участие в органах управления и контроля коммерческой организации

6.4.3. Подарки и представительские расходы

7. Основные функции и полномочия органов управления, подразделений и работников в рамках системы противодействия коррупции

8. Особенности организации системы противодействия коррупции в дочерних обществах

9. Ответственность

10. Заключительные положения

 

1. Общие положения

1.1. Политика в области противодействия коррупции в Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и обществах, входящих в Группу компаний «Автодор» (далее – Политика) разработана Управлением безопасности и является регламентирующим документом Государственной компании и корпоративным стандартом Группы компаний «Автодор».

1.2. Настоящая Политика определяет основные цели и задачи противодействия коррупции в Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (далее – Государственная компания), дочерних обществах Государственной компании и дочерних обществах ООО УК «Автодор» и дочерних обществах ООО «Автодор – ИнфраИнвест» (далее – дочерние общества), а также принципы функционирования системы противодействия коррупции в указанных организациях[1], в том числе в отношениях с третьими лицами, включая физических, юридических лиц, государственных и муниципальных органов власти и их представителей.

1.3. Политика устанавливает управленческие и организационные основы предупреждения коррупции (коррупционных действий), а также минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

1.4. Настоящая Политика устанавливает основные требования и стандарты и является ключевым элементом программы противодействия коррупции в Группе компаний «Автодор» совместно с другими связанными документами и процедурами, созданными для помощи органам управления Государственной компании и дочерних обществ в эффективном управлении основными областями рисков возникновения коррупции.

1.5. Политика разработана в соответствии с требованиями российского законодательства, а также с учетом методологии, принципов и лучших практик, применяемых в антикоррупционном законодательстве зарубежных стран.

1.6. Дочерние общества Государственной компании разрабатывают собственные локальные нормативные акты в области противодействия коррупции в соответствии с принципами и требованиями настоящей Политики, а также с учетом установленных настоящей Политикой допущений и ограничений. До разработки и утверждения дочерними обществами собственных документов в области противодействия коррупции на работников дочерних обществ распространяются положения настоящей Политики при условии одобрения и принятия в установленном порядке положений настоящей Политики органами управления дочерних обществ.

1.7. Государственная компания в своей деятельности руководствуется локальными нормативными актами, принятыми в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, в том числе настоящей Политикой.  

1.8. Общие принципы и требования настоящей Политики распространяются на контрагентов (агентов, консультантов и иных третьих лиц), действующих по поручению Государственной компании или ее дочерних обществ, посредством включения соответствующих антикоррупционных оговорок в заключаемые Государственной компанией или дочерними обществами соглашений / договоров с указанными лицами.

1.9. Разработка локальных нормативных актов (приказов, распоряжений, регламентов, методик, и других актов) в области противодействия коррупции в Государственной компании и дочерних обществах осуществляется с учетом положений настоящей Политики.


2. Термины, определения и сокращения

2.1. Использованные в Политике термины, определения и сокращения приведены в Едином глоссарии Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (далее – Глоссарий).

2.2. В дополнение к терминам и определениям, приведенным в Глоссарии, в настоящей Политике используются следующие:

Группа компаний «Автодор» – Государственная компания «Российские автомобильные дороги», ее дочерние общества, дочерние общества ООО УК «Автодор» и ООО «Автодор-ИнфраИнвест».

Дочернее общество – дочернее общество Государственной компании или дочернее общество дочернего общества Государственной компании.

Коррупционные действия (коррупция) – в рамках настоящей Политики: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом (включая работников Государственной компании и (или) дочерних обществ) своего должностного положения вопреки законным интересам Государственной компании и (или) дочерних обществ, государства и третьих лиц в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу (в том числе работникам Государственной компании или дочерних обществ) другими физическими лицами. Коррупционные действия также включают в себя упомянутые выше деяния, совершенные от имени Государственной компании и (или) дочерних обществ.

Противодействие коррупции – деятельность органов управления, должностных лиц и иных работников Государственной компании и дочерних обществ в пределах их полномочий:

  • по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); 

  • по выявлению, предупреждению, пресечению, содействию раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

  • по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Система противодействия коррупции – комплекс мероприятий, направленных на противодействие коррупционным правонарушениям.


3. Нормативные ссылки

Настоящая Политика разработана с учетом требований следующих нормативно-правовых документов: 

  •  Конвенция организации объединенных наций (ООН) против коррупции от 31.10.2003 (ратифицирована Российской Федерацией 08.03.2006 № 40-ФЗ).

  •  Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999 (ратифицирована Российской Федерацией 25.07.2006 № 125-ФЗ).

  •  Гражданский кодекс Российской Федерации.

  •  Трудовой кодекс Российской Федерации.

  •  Уголовный кодекс Российской Федерации.

  •  Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

  •  Федеральный закон от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

  •  Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».


4. Цели и задачи системы противодействия коррупции

4.1. Целью системы противодействия коррупции является обеспечение соответствия деятельности Государственной компании и дочерних обществ требованиям законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, применимым нормам международного права, а также международной практике и стандартам.

4.2. Основными задачами системы противодействия коррупции являются:

  •  создание эффективных механизмов, процедур, контрольных и иных мероприятий, направленных на противодействие коррупции;

  •  формирование у работников Государственной компании и дочерних обществ нетерпимости к коррупционному поведению;

  •  формирование у работников, контрагентов, инвесторов и других лиц единого понимания принципов настоящей Политики;

  •  минимизация рисков вовлечения Государственной компании, дочерних обществ и их работников в коррупционную деятельность;

  •  информирование руководства Государственной компании / дочерних обществ о коррупционных правонарушениях и мерах, принимаемых в рамках противодействия коррупции.


5. Коррупционные действия

5.1. В соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными актами и практикой в сфере противодействия коррупции в целях настоящей Политики коррупционными являются действия, указанные в 
п. 5.2 настоящей Политики, совершенные:

  • в отношении Государственной компании / дочерних обществ либо от имени или в интересах Государственной компании / дочерних обществ в отношении третьих лиц, в том числе в отношении государственных и муниципальных органов и их служащих, иных юридических лиц и их работников, органов управления и представителей указанных юридических лиц;

  •  прямо или косвенно;

  •  лично или через посредничество третьих лиц;

  •  независимо от цели, включая упрощение административных и иных процедур, обеспечение конкурентных и иных преимуществ, сопряженных с коррупционными действиями;

  •  в любой форме, в том числе в форме получения / предоставления денежных средств, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

5.2. Коррупционными действиями, совершенными в целях, в форме или в порядке, указанном в п. 5.1 настоящей Политики, являются:

  • дача взятки работнику Государственной компании лично или через посредника в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконного оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе, когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действия / бездействия в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия / бездействие входят в должностные полномочия работника Государственной компании либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям / бездействию, а равно за общее покровительство или попустительство по работе;

  • получение работником Государственной компании лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконного оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе, когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действия / бездействия в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия / бездействие входят в должностные полномочия работника Государственной компании либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям / бездействию, а равно за общее покровительство или попустительство по работе;

  • посредничество во взяточничестве, то есть непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и / или взяткополучателю в достижении, либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки;  

  • коммерческий подкуп, то есть незаконная передача работником дочернего общества / незаконное получение работником дочернего общества денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконное оказание ему/пользование им услугами имущественного характера, предоставление ему/пользование им иными имущественными правами (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий / бездействие в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия / бездействие входят в служебные полномочия такого лица, либо если оно, в силу своего должностного положения, может способствовать указанным действиям / бездействию;

  • посредничество в коммерческом подкупе, то есть непосредственная передача предмета коммерческого подкупа (незаконного вознаграждения) по поручению лица, передающего предмет коммерческого подкупа, или лица, получающего предмет коммерческого подкупа, либо иное способствование этим лицам в достижении или реализации соглашения между ними о передаче и получении предмета коммерческого подкупа;

  • использование работниками Государственной компании и дочерних обществ для себя или в пользу третьих лиц возможностей, связанных со служебным положением и(или) должностными полномочиями, для получения финансовых или иных выгод / преимуществ, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актами Государственной компании и (или) дочерним обществом; 

  • иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам Государственной компании и (или) дочернего общества, государства в целях получения финансовой либо иной выгоды / преимуществ. 

5.3. Работникам Государственной компании и дочерних обществ запрещено совершать любые действия, указанные в пункте 5.2 настоящей Политики.


6. Основные меры и направления работ по профилактике и противодействию коррупции

Для эффективного выявления, оценки и минимизации рисков совершения коррупционных действий в Государственной компании и дочерних обществах применяются следующие основные подходы: 

  • определение перечня функций, видов деятельности и бизнес-процессов, а также должностей исходя из объема полномочий, связанных с высокими коррупционными рисками; 

  • получение декларированных сведений о доходах, расходах, имуществе и имущественных обязательствах нормативно определенных категорий лиц, в том числе, связанных с высоким коррупционным риском, их супругов и несовершеннолетних детей, получение сведений об участии в уставных капиталах и органах управления юридических лиц, с согласия работников. Указанные сведения относятся к конфиденциальной информации, если иное не обусловлено законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актами Государственной компании и (или) дочернего общества;оценка и обработка любой поступающей информации о фактах коррупционных правонарушений или любых случаях обращения к работникам с целью их склонения к совершению коррупционных правонарушений;

  • оценка и обработка любой поступающей информации о фактах коррупционных правонарушений или любых случаях обращения к работникам с целью их склонения к совершению коррупционных правонарушений; 

  • ограничение для отдельных категорий работников участия в уставных капиталах и(или) органах управления третьих лиц с одновременной работой в Государственной компании или дочернем обществе; 

  • предъявление соответствующих законодательно определенных и (или) установленных трудовыми договорами требований к должностным лицам Государственной компании и дочерних обществ и кандидатам на руководящие должности; 

  • внедрение в практику оценки, поощрения и продвижения персонала информации о длительном, безупречном и эффективном исполнении работником своих обязанностей по противодействию коррупции, а также соответствии другим процедурам предупреждения рисков и этическим нормам; 

  • контроль представительских расходов, дарения и получения подарков; 

  • определение локальными нормативными актами Государственной компании и (или) дочерних обществ порядка урегулирования и предотвращения конфликта интересов;

  • ведение полного и достоверного учета и документирования всех совершаемых Государственной компанией или дочерним обществом платежей.

6.1. Организация Горячей линии в Государственной компании и дочерних обществах

Горячая линия Государственной компании (далее – Горячая линия) – безопасные и конфиденциальные информационные средства, предназначенные для информирования уполномоченных работников Государственной компании, соответствующего должностного лица или подразделения дочернего общества о намерениях или фактах совершения коррупционных действий работниками Государственной компании и (или) дочерних обществ, о намерениях или фактах склонения третьими лицами работников Государственной компании и (или) дочерних обществ к совершению коррупционных действий, а также для предоставления консультаций. 

О любых случаях обращения к работникам Государственной компании и (или) дочерних обществ каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений, при появлении информации или наличии подозрений о возможных коррупционных действиях или бездействии других работников, контрагентов или иных лиц, взаимодействующих с Государственной компанией и (или) дочерними обществами, работники Государственной компании и (или) дочерних обществ должны сообщать одним или несколькими следующими способами:

  • предоставлять соответствующую информацию в Управление безопасности Государственной компании;

  • уведомлять своих непосредственных руководителей и должностных лиц или соответствующее структурное подразделение, ответственных за организацию работы по противодействию коррупции;

  • сообщать на Горячую линию. 

К работнику, в отношении которого третьими лицами предприняты действия по склонению к совершению коррупционных действий, не применяются дисциплинарные взыскания или иные санкции в случае, если он сообщил о предполагаемом факте коррупции, либо если он отказался дать или получить взятку, совершить коммерческий подкуп или оказать посредничество во взяточничестве, в том числе, если в результате такого отказа у Государственной компании возникла упущенная выгода или не были получены коммерческие или конкурентные преимущества. 

К работнику также не применяются дисциплинарные взыскания или иные санкции, если сообщение о возможных фактах коррупционных правонарушений было им сделано с благими намерениями, но не получило подтверждения в ходе проверки. Однако, если такое сообщение сделано со злым умыслом, как заведомо ложное, например, с целью оклеветать или получить какие-либо преференции или избежать ответственности, к такому работнику будут применены меры воздействия в соответствии с настоящей Политикой и применимым законодательством Российской Федерации. 

Сведения, предоставляемые работниками на Горячую линию, относятся к конфиденциальной информации. 

Горячая линия предоставляет работникам Государственной компании и (или) дочерних обществ техническую возможность анонимной отправки сообщений о предполагаемых или свершившихся фактах коррупции. В случае анонимного сообщения информация предоставляется в достаточном объеме для возможности проведения расследования должным образом. 

Государственная компания / дочернее общество также организует возможность получения обратной связи по различным вопросам, связанным с настоящей Политикой. 

Управление безопасности Государственной компании / соответствующее должностное лицо или подразделение дочернего общества ведет систематизированный учет поступивших сообщений на Горячую линию / должностным лицам или подразделениям дочернего общества соответственно.

В отношении сведений, предоставленных на Горячую линию, в обязательном порядке проводится проверка Управлением безопасности Государственной компании / соответствующим должностным лицом или подразделением дочернего общества. Направление ответа по сообщениям, поступившим от лиц, идентифицировавших свою личность, производится в случае, если такие ответы не нарушают режима конфиденциальности в отношении иных лиц.

6.2. Антикоррупционные меры при взаимодействии с контрагентами

Требования настоящей Политики учитываются при установлении Государственной компанией или дочерним обществом договорных и иных деловых отношений с физическими и юридическими лицами. Государственная компания и дочерние общества ожидают от контрагентов, представителей Государственной компании / дочерних обществ, членов органов их управления и работников, а также от иных лиц соблюдения соответствующих обязанностей по противодействию коррупции, которые закреплены в договорах Государственной компании или дочерних обществ с ними, в их локальных нормативных актах, либо прямо вытекают из законодательства Российской Федерации, законодательства страны регистрации и (или) осуществления деятельности указанных лиц и норм международного права. 

Государственная компания и дочерние общества прилагают разумные усилия для минимизации риска деловых отношений с контрагентами, которые были или могут быть вовлечены в коррупционную деятельность. В этой связи Государственная компания и дочерние общества:

  • анализируют репутацию потенциальных контрагентов и их акционеров на предмет толерантности к коррупции, в том числе наличие аналогичных настоящей Политике процедур и документов; 

  • информируют контрагентов о принципах и требованиях Государственной компании и дочерних обществ в сфере противодействия коррупции, в том числе, установленных в настоящей Политике; 

  • принимают во внимание готовность контрагентов соблюдать принципы и требования в сфере противодействия коррупции, а также оказывать взаимное содействие для предотвращения коррупции. 

6.3. Сообщения о трудоустройстве бывших государственных и муниципальных служащих

В соответствии с законодательством Российской Федерации в случае заключения трудового договора (гражданско-правового договора) с гражданином, замещавшим определенные должности государственной или муниципальной службы, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы, Государственная компания и дочерние общества осуществляют уведомление работодателя/его представителя по последнему месту его службы.

6.4. Конфликт интересов

Под конфликтом интересов в рамках настоящей Политики понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника Государственной компании или дочерних обществ влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей (осуществление полномочий). Не считается конфликтом интересов в целях настоящей Политики противоречие интересов, возникающее в ходе переговоров по коммерческим условиям в рамках обычной хозяйственной деятельности, условия осуществления которой раскрыты или должны были быть заведомо известны стороне переговоров. 

Под личной заинтересованностью работника понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) работником Государственной компании / дочернего общества, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми работник Государственной компании / дочернего общества, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Наличие конфликта интересов или возможность его возникновения представляет собой угрозу для репутации Государственной компании и участников дочерних обществ в глазах работников и иных лиц, в том числе контрагентов, государства и государственных органов, профсоюзов и профессиональных объединений, участников рынка ценных бумаг. 

В целях предотвращения или урегулирования конфликта интересов, работники Государственной компании или дочерних обществ, в порядке и случаях, установленных локальным нормативным актом Государственной компании или дочернего общества, обязаны: 

  • принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов; 

  • уведомить руководство Государственной компании или дочернего общества о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.  

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении круга задач и конкретных поручений, исполняемых в рамках должностных обязанностей работником, являющимся стороной конфликта интересов, и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов (например, отказ от работы с конкретным контрагентом Государственной компании или дочернего общества (отказ от участия в подготовке сделки и т.д.)). В отдельных случаях предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного положения работника Государственной компании или дочернего общества, вплоть до его отстранения от исполнения должностных обязанностей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 

В п. п. 6.4.1 – 6.4.3 настоящей Политики указаны примеры ситуаций, в которых может возникнуть конфликт интересов. Приведенные ситуации не являются исчерпывающими, поэтому работники должны самостоятельно оценивать наличие конфликта интересов и в других ситуациях.

6.4.1. Совместная работа родственников

В большинстве случаев совместная работа родственников не запрещена. Однако, совместная работа близких родственников в Государственной компании и (или) в дочернем обществе в прямом или функциональном подчинении может повлечь негативные последствия. 

Под близкими родственниками работника Государственной компании или дочернего общества в рамках настоящей Политики понимаются супруги, дети и родители, усыновители и усыновленные, родные и неполнородные братья и сестры, дедушки и бабушки, внуки, внучки. 

Решения родственников-начальников по отношению к родственникам-подчиненным могут быть необъективными или восприняты как необъективные остальными работниками Государственной компании или дочернего общества и (или) третьими лицами, в том числе контрагентами, государством и государственными органами, профсоюзами и профессиональными объединениями, участниками рынка ценных бумаг. Аналогичная ситуация может возникнуть при совместном участии близких родственников в одном бизнес-процессе, если решение одного работника-родственника оказывает влияние на выполнение должностных обязанностей другого работника – родственника. 

Наличие родственных связей между руководителями Государственной компании и (или) дочерних обществ создает репутационные издержки, порождает сомнения в объективности процедур оценки и продвижения персонала в Государственной компании и дочернем обществе.

Государственная компания и дочерние общества придерживаются принципа ограничения случаев совместной работы близких родственников в Государственной компании и(или) в дочернем обществе, а также запрещают протекционизм на основе семейственности. 

В Государственной компании и дочерних обществах не допускается ситуация, когда родственник-подчиненный находится в отношениях непосредственной подчиненности или подконтрольности с родственником-руководителем, если это может привести к конфликту интересов. 

Кроме того, руководством Государственной компании и (или) дочерних обществ может быть наложено ограничение на участие работников, являющихся родственниками, в одном бизнес-процессе. 

Действия в обход указанных требований рассматривается как нарушение, допущенное каждым из работников-родственников. 

6.4.2. Участие в органах управления и контроля коммерческой организации

Работникам Государственной компании или дочернего общества запрещается представлять Государственную компанию или дочернее общество в деловых отношениях с организациями, в деятельности которых работник имеет существенный личный интерес, отличный от интересов Государственной компании или дочернего общества, включая (но не ограничиваясь) случаи преобладающего участия в уставном капитале или органах управления таких организаций самого работника, его близких родственников или членов семьи. 

Под членами семьи работника в рамках настоящей Политики понимаются лица, проживающие совместно с работником и ведущие с ним совместное хозяйство, независимо от степени родства. 

Работникам Государственной компании, в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, локальным нормативным актом Государственной компании, запрещается участвовать в органах управления и контроля коммерческой организации, за исключением участия с согласия Наблюдательного совета Государственной компании, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Работникам дочерних обществ, в случаях, установленных локальным нормативным актом дочернего общества, запрещается участвовать в органах управления и контроля коммерческой организации, за исключением участия с согласия соответствующего вышестоящего органа управления дочернего общества.

О фактах собственного участия и (или) об участии близких родственников и членов семьи в уставных капиталах и (или) органах управления и контроля коммерческой организации, о поступлении предложений о таком участии, а также о прекращении такого участия или занятия такой должности работники Государственной компании или дочернего общества сообщают в Управление безопасности Государственной компании / соответствующему должностному лицу или подразделению дочернего общества. 

Работникам Государственной компании в случаях, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, иным законодательством Российской Федерации и (или) подзаконными нормативными актами запрещается осуществлять предпринимательскую деятельность. 

Регулирование участия работников дочерних обществ в коммерческой деятельности осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции и локальными нормативными актами дочернего общества. 

6.4.3. Подарки и представительские расходы

Работникам Государственной компании / дочернего общества запрещено получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от иных юридических лиц, физических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха и иные вознаграждения), за исключением вознаграждений за исполнение предусмотренных п. 6.4.2 функций членов органов управления и контроля коммерческой организации и компенсаций командировочных расходов, связанных с исполнением таких функций. 

Работники Государственной компании / дочерних обществ не вправе получать подарки от физических (юридических) лиц в связи с их должностным положением или исполнением ими должностных обязанностей, за исключением подарков, полученных в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими должностных обязанностей.

Под подарком, полученным в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями понимается подарок, полученный работником от физических (юридических) лиц, которые осуществляют дарение исходя из должностного положения одаряемого или исполнения им должностных обязанностей, за исключением канцелярских принадлежностей, которые в рамках протокольных мероприятий, служебных командировок и других официальных мероприятий предоставлены каждому участнику указанных мероприятий в целях исполнения им своих должностных обязанностей, цветов и ценных подарков, которые вручены в качестве поощрения (награды).

Получение подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением должностных обязанностей работника, означает получение работником Государственной компании лично или через посредника от физических (юридических) лиц подарка в рамках осуществления деятельности, предусмотренной должностной инструкцией, локальными нормативными актами Государственной компании / дочерних обществ.

Подарок, полученный в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, стоимость которого подтверждается документами и превышает 3000 (три тысячи) рублей, либо стоимость которого получившему его работнику Государственной компании или дочернего общества неизвестна, сдается в порядке, установленном локальным нормативным актом Государственной компании / дочерних обществ.  

Получение работником вознаграждения может быть негативно оценено со стороны других работников или иных лиц (в том числе акционеров, контрагентов, государства и государственных органов, участников рынка ценных бумаг) даже при отсутствии недобросовестности или неразумности в намерениях работника и дарителя. 

Ограничения на прием подарков, установленные настоящей Политикой, не распространяются на отношения работника с дарителем, основанные на очевидных отношениях семейства (подарки родителей, детей, супругов) или иных близких отношениях личного свойства, дружеских отношениях, имеющих место вне зависимости от работы в Государственной компании или дочернем обществе, а также в случаях, когда такой подарок представляет собой коллективный подарок от коллег к праздничным датам или корпоративную сувенирную продукцию: ручки, блокноты, ежедневники и прочее. 

Представительские расходы Государственной компании или дочернего общества, в том числе на деловое гостеприимство, могут быть произведены от имени и за счет Государственной компании или дочернего общества, а подарки и услуги могут быть предоставлены или оказаны от имени и за счет Государственной компании или дочернего общества либо приняты от физических лиц и организаций, в том числе имеющих деловые отношения с Государственной компанией или дочерним обществом или стремящихся к созданию таковых, только при условии соответствия совокупности указанных ниже критериев:

  • наличие локального нормативного акта, регламентирующего представительские расходы Государственной компании / дочернего общества;

  • представительские расходы и подарки прямо связаны с законными целями деятельности Государственной компании или дочернего общества, например, с презентацией или завершением бизнес-проектов, успешным исполнением контрактов либо с общепринятыми праздниками; 

  • представительские расходы и подарки соответствуют принятой деловой практике и не выходят за рамки норм делового общения (цветы, сувениры рекламного либо имиджевого характера и так далее);целью представительских расходов и подарков не является скрытое вознаграждение за услугу, действие (бездействие), попустительство, покровительство, предоставление прав, принятие определенного решения о сделке, соглашении, лицензии, разрешении или иных аналогичных решений или попытку оказать влияние на получателя с иной незаконной целью;

  • целью представительских расходов и подарков не является скрытое вознаграждение за услугу, действие (бездействие), попустительство, покровительство, предоставление прав, принятие определенного решения о сделке, соглашении, лицензии, разрешении или иных аналогичных решений или попытку оказать влияние на получателя с иной незаконной целью; 

  • представительские расходы и подарки не несут ущерба деловой репутации Государственной компании или дочернего общества; 

  • представительские расходы и подарки не противоречат принципам и требованиям настоящей Политики, иных локальных нормативных актов Государственной компании или дочернего общества, в том числе определяющих принципы профессиональной этики и нормы делового общения, а также законодательству Российской Федерации. 


7. Основные функции и полномочия органов управления, подразделений и работников в рамках системы противодействия коррупции

7.1. Наблюдательный совет Государственной компании осуществляет общий контроль за работой по противодействию коррупционным правонарушениям и мерами, принимаемыми в этой области.

7.2. Правление Государственной компании / уполномоченные органы управления дочерних обществ:

  • утверждают настоящую Политику; 

  • участвуют в формировании и поддержании этического стандарта непримиримого отношения к любым формам и проявлениям коррупции на всех уровнях, его члены выступают личным примером этичного поведения; 

  • осуществляют текущий контроль за соблюдением настоящей Политики, включая обеспечение эффективного и оперативного решения вопросов другими исполнительными органами в системе противодействия коррупции. 

7.3. 1.1. Управление безопасности Государственной компании:

  • осуществляет меры по внедрению процедур и мероприятий по противодействию коррупции в Государственной компании; 

  • осуществляет анализ эффективности принимаемых в рамках настоящей Политики мер по противодействию коррупционным правонарушениям в Государственной компании;

  • по результатам анализа формирует и предоставляет рекомендации по совершенствованию системы мер противодействия коррупции руководителям Государственной компании и дочерних обществ для принятия решения;

  • оказывает методическую и консультативную поддержку при организации системы мер по противодействию коррупции в дочерних обществах;

  • разрабатывает и внедряет локальные нормативные акты о противодействии коррупции в Государственной компании;  

  • принимает участие в рассмотрении вопросов о соблюдении норм противодействия коррупции в пределах своих полномочий;

  • принимает участие в разработке общей методологии в области противодействия коррупции и поддерживает единообразие подходов в Государственной компании и дочерних обществах;

  • согласовывает решения дочерних обществ по организационным вопросам и проводимым мероприятиям в рамках построения единой системы противодействия коррупции; 

  • осуществляет взаимодействие с соответствующими должностными лицами и структурными подразделениями дочерних обществ в области организации системы предупреждения и противодействия коррупции;

  • уведомляет руководство Государственной компании и дочерних обществ о ставших известными фактах или намерениях совершения коррупционных действий работниками Государственной компании и дочерних обществ соответственно;

  • по указанию руководства Государственной компании принимает участие в служебных проверках, связанных с нарушением норм в области противодействия коррупции работниками Государственной компании;  

  • знакомится с отчетами дочерних обществ по вопросам работы в области противодействия коррупции, по согласованию с руководством дочерних обществ;

  • осуществляет взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам противодействия коррупции. 

7.4. Соответствующее должностное лицо или подразделение дочернего общества (определяется решением единоличного исполнительного органа дочернего общества):

  • организует и осуществляет работу по реализации требований настоящей Политики в дочерних обществах;

  • осуществляет взаимодействие с Управлением безопасности Государственной компании по вопросам противодействия коррупционным правонарушениям;

  • разрабатывает локальные нормативные акты в сфере противодействия коррупции;

  • осуществляет текущий контроль за эффективностью принимаемых в дочернем обществе мер по противодействию коррупции, проводит мероприятия по их совершенствованию;

  • имеет право участвовать или выдвигать кандидатуры в коллегиальные органы дочернего общества, рассматривающие вопросы закупочной деятельности, спонсорских и благотворительных проектов;   

  • в составе коллегиального органа дочернего общества рассматривает случаи нарушений требований законодательства Российской Федерации, локальных нормативных актов дочерних обществ о противодействии коррупции; 

  • принимает решения по утверждению и реализации отдельных программ дочернего общества в области противодействия коррупции.

7.5. 1.1. Все работники Государственной компании и дочерних обществ:

  • взаимодействуют с Управлением безопасности Государственной компании или соответствующим должностным лицом или структурным подразделением дочернего общества по всем вопросам противодействия коррупции; 

  • неукоснительно соблюдают требования законодательства Российской Федерации, настоящей Политики, локальных нормативных актов Государственной компании и дочерних обществ в сфере противодействия коррупции, а также принципы профессиональной этики и этические нормы ведения бизнеса; 

  • при выполнении своих трудовых функций или при осуществлении своей деятельности от имени Государственной компании или дочернего общества в любых странах мира должны соблюдать антикоррупционное законодательство, локальное законодательство иностранных государств и нормы международного права в сфере противодействия коррупции, а также требования настоящей Политики; 

  • в рамках своих полномочий выполняют обязанности в области противодействия коррупции. 


8. Особенности организации системы противодействия коррупции в дочерних обществах

8.1. 1.1. Распространение требований настоящей Политики на дочерние общества и организация в них системы противодействия коррупции осуществляются дочерними обществами самостоятельно, с учетом применимости данных требований к дочерним обществам в соответствии с законодательством Российской Федерации в области противодействия коррупции.


9. Ответственность

9.1. Все работники Государственной компании и дочерних обществ, независимо от занимаемой должности, несут ответственность за соблюдение принципов и требований настоящей Политики, а также за действия (бездействие) подчиненных им лиц, нарушающие эти принципы и требования.

9.2. Нарушения законодательства в области противодействия коррупции и требований настоящей Политики могут негативным образом отражаться на репутации и отношениях Государственной компании и дочерних обществ с контрагентами и повлечь серьезные последствия, вплоть до штрафных санкций и расторжения договоров с контрагентами.

9.3. Так как Государственная компания или дочернее общество могут быть подвергнуты санкциям за участие своих работников, а также контрагентов, аффилированных лиц в коррупционной деятельности, то по каждому разумно обоснованному подозрению или установленному факту проводятся служебные расследования в рамках, допустимых применимым законодательством Российской Федерации.

9.4. Лица, признанные в результате служебного расследования виновными в нарушении требований настоящей Политики, могут быть привлечены к дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лица, признанные по решению суда виновными в нарушении требований антикоррупционного законодательства, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актами и организационно-распорядительными документами Государственной компании и (или) дочерних обществ, а также трудовыми договорами с работниками Государственной компании и (или) дочерних обществ.


10. Заключительные положения

10.1. Настоящая Политика может быть изменена с учетом новых тенденций в мировой и российской практике корпоративного поведения, в том числе в случае изменения законодательства Российской Федерации. В случае, если отдельные положения настоящей Политики войдут в противоречие с законодательством Российской Федерации, применяются положения законодательства Российской Федерации. В случае, если отдельные положения настоящей Политики войдут в противоречие с традициями, обычаями или чьими-либо представлениями о соответствующих правилах поведения, применяются положения настоящей Политики.

10.2. В случае внесения изменений в Политику, такие изменения обязательны для применения обществами, входящими в Группу компаний «Автодор», присоединившихся к Политике, с момента их оформления локальными нормативными актами дочерних обществ.

10.3. Государственная компания размещает настоящую Политику или ее отдельные положения в свободном доступе на официальном сайте Государственной компании в сети Интернет, открыто заявляет о неприятии коррупции, приветствует и поощряет соблюдение принципов и требований настоящей Политики всеми контрагентами, работниками Государственной компании и дочерних обществ, содействует повышению уровня антикоррупционной культуры в обществе и среди работников Государственной компании и дочерних обществ путем информирования и обучения.

10.4. Дочерние общества на основе принципа взаимности сотрудничают в области противодействия коррупции с государственными и регулирующими органами, а также с обществами и объединениями, участником которых является Государственная компания или дочернее общество, партнерами и контрагентами дочернего общества в целях:

  • установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных правонарушений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным правонарушениям; 

  • выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения; 

  • обмена информацией по вопросам противодействия коррупции; 

  • координации деятельности по профилактике коррупционных и иных правонарушений и борьбе с коррупцией. 



[1] Для дочерних обществ - в случае присоединения дочерних обществ к настоящей Политике путем издания соответствующих распорядительных документов