Маршрут трассы Москва - Санкт-Петербург пройдет в максимальном отдалении от населенных пунктов Тосненского района Ленинградской области

Экологические аспекты строительства скоростной автомобильной дороги Москва–Санкт-Петербург (СПАД) были рассмотрены 29 марта на совещании в Доме правительства Ленинградской области.
Экологические аспекты строительства скоростной автомобильной дороги Москва–Санкт-Петербург (СПАД) были рассмотрены 29 марта на совещании в Доме правительства Ленинградской области.

В совещании приняли участие первый заместитель председателя правления государственной компании «Автодор» по инвестиционно-финансовым вопросам Сергей Кельбах, вице-губернатор Ленинградской области Николай Пасяда, руководители профильных комитетов правительства, администраций муниципальных образований, члены общественного экологического совета при губернаторе Ленинградской области, руководители проектных организаций.
Трасса М-11 разделена на восемь участков строительства, по четырем из них уже получено заключение Госэкспертизы, в том числе по Северному участку, который проходит по территории Тосненского района области. Подготовка территории, формирование полосы отвода этого участка должна начаться уже в 2011 году, - сообщил Сергей Кельбах. Предполагаемая сумма инвестиций в строительство Северного участка, которое будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, а также внебюджетных источников, на принципах государственно-частного партнерства, около 32 млрд. рублей.
Общая протяженность скоростной трассы по Тосненскому району области составит 93 км (Северный и Южный участки). В планах госкомпании «Автодор» – завершить их строительство в 2015-2016 годах. Развитие экономики предъявляет новые требования к автодорогам, и необходимость второго автокоридора Москва–Санкт-Петербург очевидна. Категория новой трассы предусматривает скоростной режим до 150 км в час, и таких дорог в России еще нет, - добавил Сергей Кельбах.
С точки зрения экологии важно, что проектировщики М-11 максимально удалили ее от населенных пунктов. Близлежащие из них в Тосненском районе – поселки Войскорово и Ям-Ижора находятся на расстоянии около 0,5 км от трассы. Для шумоизоляции жилой застройки проектом предусмотрена установка специальных акустических экранов на этих участках дороги. Для предотвращения выхода животных на проезжую часть будут установлены сетчатые ограждения с обеих сторон магистрали, построены искусственные сооружения для мигрирующих животных.
Вице-губернатор Ленинградской области Николай Пасяда обратил внимание представителей госкомпании на то, что при реализации проекта нужно предусмотреть технологические дороги и компенсационные выплаты на восстановление существующих дорог, по которым будет осуществляться доставка стройматериалов.
Проект строительства новой скоростной магистрали до Москвы имеет федеральный статус и масштаб, со стороны правительства области будет оказано содействие в его реализации, чтобы сдерживающих факторов было как можно меньше, - отметил вице-губернатор. Важна также полная информированность населения о строительстве новой трассы, чтобы общественность понимала, что не нарушается экология региона, а строительство ведется по всем правилам.
Генеральной проектной организацией является ОАО «Союздорпроект» (Москва). Проект дороги на участке км 571 – км 664, проходящем по территории Тосненского района, выполнен ЗАО «Петербург-Дорсервис» (Санкт-Петербург), раздел проекта по охране окружающей среды – ЗАО «Экотранс-Дорсервис» (Санкт-Петербург).
Предполагаемые решения по вопросам охраны окружающей среды при строительстве и эксплуатации проектируемой автодороги, применяемых природоохранных мероприятиях были намечены при разработке раздела оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) на стадии обоснования инвестиций, тогда же в установленном порядке были проведены общественные слушания.
Для учета в проекте интересов и предпочтений землепользователей, администраций, государственных и общественных организаций в 2009 году разработан и утвержден реестр требований муниципального образования Тосненский район Ленинградской области к прохождению СПАД по его территории.
Строительство новой трассы Москва-Санкт-Петербург необходимо потому, что существующая автомагистраль М-10 «Россия» на отдельных участках работает в режиме перегрузки, особенно в летнее время, сдерживает развитие крупных населённых пунктов Тосно, Любань и других. По ней осуществляется около четверти всех международных автомобильных перевозок страны.
Как показали результаты моделирования, рост транспортного потока будет сдерживаться ограниченной пропускной способностью участка М-10, который проходит по территории Ленинградской области и прилегает к Санкт-Петербургу. Строительство СПАД приведёт к ускоренному росту транспортного потока, что окажет положительное влияние на экономику региона.
После ввода в эксплуатацию платной автомобильной дороги за счёт перераспределения транспортных потоков произойдёт разгрузка дороги М-10, что также приведёт к снижению количества ДТП (сейчас на этом участке дороги ежегодно совершается около 800 дорожно-транспортных происшествий), развитию придорожной инфраструктуры (АЗС, мотели, торговые центры, промышленно-складские комплексы), улучшению транспортных связей Санкт-Петербурга и Москвы с расположенными в непосредственной близости от дороги населёнными пунктами, повышению мобильности населения.
Прогнозируется снижение выбросов в атмосферу вследствие ликвидации заторов и увеличения скоростей движения. В режиме свободного потока сократится расход горючего и, соответственно, объём выбросов в атмосферу.
В рамках проектно-изыскательских работ, проведенных в 2009 – 2010 годах выполнены полномасштабные инженерные изыскания, в том числе и экологические. Изыскания выполняли аккредитованные организации по программе, согласованной с территориальными органами Роспотребнадзора и генеральным заказчиком.
Проведено почвенное обследование полосы отвода автодороги в пределах 2 километрового коридора, радиометрическое обследование территории, исследования химического и бактериологического загрязнения почвенного покрова, состояния растительного и животного мира, поверхностных вод.
Для обеспечения защиты водных объектов от загрязнения, а трасса пересекает реки Кересть, Равань, Хутань, Тигода, Сичева, Сунья, Суватель, Ушачка, Тосна, Саблинка, Ижора, Корбинка, проектом предусматривается строительство 89 локальных очистных сооружений. Проектируемая дорога не затрагивает особо охраняемых природных территорий.
Таким образом, при реализации проекта строительства скоростной платной автомобильной дороги Москва–Санкт-Петербург в Тосненском районе проектной документацией учтены все необходимые мероприятия по охране окружающей среды. В материалах общественных слушаний, прошедших в Тосненском районе, сделан вывод, что в результате строительства дороги существующая экологическая обстановка ухудшена не будет.