К 2035 году сеть скоростных дорог Госкомпании «Автодор» превысит 7 000 км

Двукратное сокращение времени при поездке от Москвы до Казани по М-12 даст экономический эффект в 22 млрд рублей за 5 лет.

В дискуссии на круглом столе, организованном Госкомпанией «Автодор» в рамках «Транспортной недели – 2021», приняли участие заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко, председатель правления ГК «Автодор» Вячеслав Петушенко и заместитель губернатора Нижегородской области Сергей Морозов, а также представители подрядных организаций, логистических компаний и банковской сферы.

«Скоростная дорога – это возможности, которые даются в разных областях. В первую очередь, это мобильность. Огромный эффект от возможностей, которые дает передвижение как гражданина, так и груза, для развития бизнеса, при реализации таких мощных проектов. Есть примеры из жизни. Тверь – это всего лишь 160 км от Москвы. До запуска движения по М-11 «Нева» путь из Москвы до Твери занимал три-четыре часа, а теперь – полтора часа. Во Владимир, рядом с которым пройдет М-12, из столицы можно будет добраться тоже за полтора часа», – об этом заявил в рамках дискуссии председатель правления Государственной компании «Автодор» Вячеслав Петушенко.


«Через три года по М-12 уже будут ездить автомобили. В планах Госкомпании «Автодор» к 2024 году завершить бесшовное скоростное движение Север – Юг и Запад – Восток, от Москвы до Екатеринбурга, а к 2035 году – реализовать проект автомобильной дороги от Урала до Черноморского побережья, которая практически на 40% сократит время в пути (до 22 часов)», – такие цифры озвучил первый заместитель председателя правления Государственной компании «Автодор» Сергей Перников. Он отметил, что важной составляющей является объединение сетью Автодора региональных центров развития.

Через 14 лет планируется создать опорную скоростную сеть протяженностью более 7 000 км, соединив 28 регионов России. На данный момент в этих регионах проживает до 60% населения страны, на долю которого приходится почти 59% общероссийского валового регионального продукта. 

Такой амбициозный проект невозможен без частных инвестиций. Госкомпания «Автодор» использует практически все инструменты для привлечения инвестиций. «За 11 лет мы привлекли порядка 108 млрд рублей через биржевые облигации. Почти половина средств уже была возвращена. Сейчас наш портфель обслуживаемых биржевых облигаций составляет 65 млрд рублей. И, конечно, мы активно смотрим на возможность расширения этого портфеля», – подчеркнул Сергей Перников. 

По словам заместителя руководителя Росавтодора Игоря Костюченко, сегодня наиболее важным этапом является «увязка» региональной и федеральной дорожной сетей для повышения эффективности работы всего транспортного комплекса. Он подчеркнул важность социальной ориентированности транспортной инфраструктуры для пользователей. 

Другой актуальной темой обсуждения стал экономический эффект от строительства сети скоростных автомобильных дорог и его влияние на развитие сопутствующих рынков. По словам президента Фонда «Центр стратегических разработок» Владислава Онищенко, подобные проекты способствуют росту промышленного производства и инвестиций в комплексное освоение территорий, а также снижению транспортных издержек: «Позитивный естественный эффект возникает уже на этапе возведения объекта. У нас есть такой показатель, как объем валовой добавленной стоимости строительства. В среднем, каждый рубль, вложенный в строительно-монтажные работы, дает нам сразу 42 копейки к ВДС в строительстве, и еще 90 копеек к ВДС – в смежных отраслях. Если же говорить конкретно о скоростных магистралях, то с одного потраченного на них рубля, по разным оценкам, мы получаем до трех рублей дополнительного ВВП».

В свою очередь заместитель губернатора Нижегородской области Сергей Морозов рассказал, как строительство новой федеральной трассы М-12 повлияет на развитие всего региона. По его словам, до 2024 года объем частных вложений в инвестиционные проекты в орбите нижегородского участка данной автодороги составит более 27,5 млрд рублей. Кроме того, почти на треть увеличится вклад в валовый региональный продукт. В том числе через развитие придорожной инфраструктуры.

По мнению заместителя генерального директора ДСК «Автобан» Дениса Анисимова, вопрос придорожного сервиса в эксплуатационной фазе инвестиционных соглашений становится ключевым для успешной реализации инвестиционного проекта. Без комплексного благоустройства придорожных территорий невозможно улучшение потребительских качеств новых магистралей. Освоение придорожных зон – неотъемлемый фактор вывода российской сети автодорог на принципиально новый уровень комфорта и сервиса, и выполнения Национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

На том, что новая дорожная инфраструктура открывает перспективы для развития складского рынка на прилегающих к ним территориям, в своем выступлении сделал акцент директор департамента индустриальной и складской недвижимости Knight Frank Константин Фомиченко. Примером этого уже является Центральная кольцевая дорога (ЦКАД). Здесь идёт активное развитие терминалов. Основной функцией хранилищ на ЦКАД является распределение товаров между складами, расположенными в регионах и в Московской области. Потребителями этих складских площадей в основном являются компании розничной и онлайн-торговли и распределяющие товары, в том числе, между складскими объектами региональной сети.

Транспортная загрузка платных дорог значительно ниже, чем дорог общего пользования. Как следствие, совокупное время в пути для грузового транспорта существенно сокращается, чему способствует также бессветофорное движение и более высокая разрешённая максимальная скорость. Соответственно, фактор времени в пути может нивелировать стоимость платной дороги.

«Клиентов любой транспортной компании не волнует по каким дорогам едет машина, им главное – доставка груза в сохранности, точно в срок и по выгодной цене. А мы, ориентируясь на потребности заказчиков, постоянно отслеживаем и изучаем нововведения, которые могут помочь предоставлять услуги с максимальным качеством и по оптимальным срокам и цене. Выполнение договорных отношений – первостепенная задача. У нас 99% грузов приезжают в целости и сохранности и столько же – точно в срок. Но заторы на дорогах негативно сказываются на исполнении сроков, а также влекут и увеличение расхода топлива, затраты на амортизацию. Поэтому качественные и высокоскоростные новые дороги, конечно, будут увеличивать эффективность логистики, – заметил генеральный директор ГК «Деловые Линии» Фарид Мадани.